Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

ТРАНСПОРТНАЯ ПРОКУРАТУРА ОБЪЯСНЯЕТ

Опубликовано 22.06.2017

Обращения граждан - одно из наиболее важных средств осуществления и охраны прав личности. Статья 33 Конституции РФ предоставляет гражданам Российской Федерации право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Основные правовые аспекты Федерального закона № 59-ФЗ.

Гарантиями свободной реализации рассматриваемого права служат обязательность принятия обращений граждан к рассмотрению (ст. 9 Федерального закона № 59-ФЗ), бесплатное рассмотрение обращений граждан в органах публичной власти (ч. 3 ст. 2 Федерального закона № 59-ФЗ), а также запрет на преследование гражданина в связи с его обращением в органы власти или к должностным лицам с критикой их деятельности либо в целях восстановления или защиты своих прав, свобод и законных интересов либо прав, свобод и законных интересов других лиц. Также при рассмотрении обращения в органах власти не допускается разглашение сведений, содержащихся в обращении, а также сведений, касающихся частной жизни гражданина, без его согласия (ст. 6 Федерального закона № 59-ФЗ).

Помимо этого, названным законом устанавливается универсальность порядка рассмотрения обращений граждан. В предусмотренном Законом порядке должны рассматриваться практически все обращения граждан. Однако некоторые обращения имеют свою специфику, и в силу этого порядок их рассмотрения регулируется специальными федеральными конституционными законами и федеральными законами.

Форма заявлений, жалоб, предложений, с которыми может обратиться гражданин.

Федеральный закон № 59-ФЗ закрепляет две формы обращения: личное и письменное. Личное обращение заключается в непосредственном присутствии гражданина на приеме в государственном или муниципальном органе или у должностного лица. Письменное обращение может заключаться в направлении адресату по почте, с нарочным, подаче в канцелярию, секретарю или непосредственно должностному лицу документально оформленных обращений.

Требования к оформлению письменного обращения.

В первую очередь, в вводной части обращения указывается адресат (государственный орган, орган местного самоуправления или фамилия, имя, отчество должностного лица, которому подается обращение, и его должность). Далее гражданин указывает свои фамилию, имя, отчество. В вводной части указывается также адрес гражданина. Это необходимо для последующего направления гражданину ответа или уведомления о переадресации. Кроме того, в обращении могут быть указаны контактные телефоны гражданина. В основной части обращения излагается суть проблемы, с которой обращается гражданин, доводы, на которых основываются просьбы и предложения, а также сами просьбы и предложения. Завершая обращение, гражданин ставит свою подпись (как правило, в скобках указывается расшифровка подписи), а также указывается дата подачи обращения. В подтверждение изложенных в обращении обстоятельств и требований гражданин может приложить к обращению копии любых документов и материалов или оригиналы документов. В обращении о наличии таких документов или их копий свидетельствует список приложений.

Письменные обращения желательно подготовить в двух экземплярах - на втором экземпляре ставится подпись принявшего обращение лица (как правило, работника секретариата или канцелярии государственного органа, органа местного самоуправления), а также дата принятия. Впоследствии данный экземпляр обращения может служить письменным доказательством при обращении в суд.

Обращение, поступившее в форме электронного документа, должно содержать реквизиты, позволяющие его идентифицировать. Несколько отличается обязательный перечень сведений, которые гражданин должен указать в обращении, поданном в виде электронного документа:

- фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии);

- адрес электронной почты, если ответ должен быть направлен в форме электронного документа, и почтовый адрес, если ответ должен быть направлен в письменной форме.

Указание иных сведений не является обязательным.

Сроки рассмотрения письменных обращений гражданина.

По общему правилу государственному органу, органу местного самоуправления, должностному лицу предоставляется 30 суток со дня регистрации обращения для работы с ним. Рассмотрение обращения гражданина и подготовка мотивированного ответа по существу поставленных в обращении вопросов может быть совершено до двадцати четырех часов последнего дня срока. В случае если ответ на обращение был передан в организацию почтовой связи до двадцати четырех часов последнего дня срока, срок не считается пропущенным.

Гарантии гражданина, направившего письменное обращение в случае если он обратился «не по адресу».

При направлении обращения гражданин может заблуждаться в полномочиях органа или должностного лица, которому обращение направляется. Поэтому Федеральный закон № 59-ФЗ обязывает государственный орган, орган местного самоуправления и должностное лицо при получении обращения, содержащего вопросы, разрешение которых не входит в их компетенцию или превышает их полномочия, перенаправить данное обращение в компетентный орган, компетентному должностному лицу "по подведомственности". На такое перенаправление органу государственной власти, местного самоуправления или должностному лицу, первоначально получившим обращение гражданина, дается семь дней. При перенаправлении обращения «по подведомственности» Закон закрепляет требование обязательного уведомления гражданина.

Нарушения, которые чаще всего допускаются органами власти и местного самоуправления при рассмотрении обращений граждан.

Наиболее распространенные нарушения - игнорирование 30-дневного срока рассмотрения обращений граждан (ст. 12 Федерального закона № 59-ФЗ), а также несоблюдение требований закона об уведомлении заявителей о переадресации обращения для рассмотрения в другой государственный орган, к чьей компетенции относится решение поставленных в нем вопросов (ч. 3 ст. 8 Федерального закона № 59-ФЗ).

Ответственность за нарушение порядка рассмотрения обращений.

В соответствии со ст. 15  Федерального закона № 59-ФЗ должностные лица, рассматривающие обращения граждан, могут понести ответственность за нарушение порядка рассмотрения обращений, неправомерный отказ в их приеме, затягивание сроков рассмотрения обращений, их необъективное разбирательство, принятие необоснованных, незаконных решений, предоставление недостоверной информации, разглашение сведений о частной жизни граждан.

В соответствии со ст. 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение установленного законодательством Российской Федерации порядка рассмотрения обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, предусмотрена административная ответственность.

Гражданам также стоит обратить внимание на срок давности привлечения к ответственности виновного должностного лица по ст. 5.59 КоАП, который составляет 3 месяца со дня совершения административного правонарушения, поскольку на практике не исключены случаи запоздалого обращения заявителей, когда сроки привлечения виновных должностных лиц к ответственности уже истекли. Зачастую это связано с тем, что жалобы, в которых заявители указывают на нарушения законодательства о порядке рассмотрения обращений граждан, поступают в органы прокуратуры по истечении трех месяцев с момента совершения правонарушения.

Пресс-центр Биробиджанской

транспортной прокуратуры

Заместитель прокурора

Екатерина Васильева