Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

ЕЕ ГЛАВНАЯ НАГРАДА

Опубликовано 16.06.2017

Человек начинается в детстве. Там зарождаются его любовь – нелюбовь, страх, сочувствие, сострадание, его душевное зрение. Каждое движение взрослой души своими корнями уходит в детство. Улица детства Маши Тыра – это город Яичня УССР. Место рождения – здание драмтеатра, в котором заместителем директора был Павел Герасимович Тыра, отец Маши. Еще совсем маленькой она любила сидеть в зале. В нем было тепло и уютно, как дома. Но когда открывался занавес и со сцены в зал веяло прохладой и неповторимым запахом кулис, она тихонько поднималась на сцену, чтобы еще сильнее чувствовать его. Театр навсегда остался самым сильным и светлым впечатлением ее детства. Пройдет время, и Мария Павловна скажет, как счастлива тем, что ее воспитателем и наставником был театр, защитивший от убожества и суеты. Потом это пригодилось ей, когда она сама выходила на сцену, правда, в качестве участницы художественной самодеятельности, пела в хоре, читала стихи, играла на гитаре, и еще позже, когда стала профессиональным культработником. Но пока было детство, замечательная жизнь, театр, музыка, игры. Мамочка хорошо готовила, была заботливой и ласковой. Папа – это что-то особенное. «Все, что во мне есть хорошего, творческого, интересного – это от папы», - вспоминает Мария Павловна. Если и были трудности, а они, конечно, были, их преодолевали, не ожесточаясь и не ругая судьбу.

Все перечеркнула война. Павел Герасимович ушел на фронт, за ним - старший брат Миша. Город попеременно бомбили то немцы, то наши. Чтобы спасти дочек, Анастасия Ивановна попыталась выехать из горящего кошмара. «Вдоль дороги, по которой мы ехали, стояли обгорелые столбы, обломанные взрывами деревья. Нас обдавало пылью от мотоциклов со свастикой и машин с черными крестами. Черная беда была всюду, и выехать за ее пределы мы не смогли», - вспоминает Мария Задоя, которой в ту суровую пору было лишь 11 лет. Пришлось вернуться в город, но немцы были и там, и, самое страшное, в ее любимом театре. И надо было не просто выжить, а еще и сохранить себя и свою веру в людей. Это было ох как трудно. Кто-то из соседей сообщил, что отец был коммунистом, и Анастасию Ивановну, Машу и Валечку поставили к стенке. Мама закрыла дочкам глаза ладонями, прижала к себе и… . Тут в помещение вбежал молодой немец и стал что то говорить. Все вышли, оставив мать с двумя детьми. А через несколько дней все повторилось. Стенка, автомат, срах и дрожь, и, кажется, на этот раз – все. Но опять возбужденно что-то лопотал на своем молодой немец, и только одно слово было понятно – партизаны. Их немцы боялись больше всего. И когда в очередной раз их оставили одних, Анастасия Ивановна, захватив «тревожный чемоданчик», ушла с дочками в лес. Спасла их незнакомая женщина, найдя плачущих от безысходности. Кто она, откуда взялась, не помнится уже. Жили в землянке, и, чтобы не умереть с голоду, потихоньку выбирались в город и просили милостыню. А через год партизаны вместе с регулярными войсками освободили Яичню, и Маша с мамой и сестренкой возвращаются в свой дом – драмтеатр. В нем были крыша и стены, но не было самого необходимого: еды, одежды, дров и керосина. Варили суп из лебеды и крапивы и жили мечтой. Мечтой о победе. Верили в нее и ждали, ждали отца и брата, но…

Павел Герасимович Тыра  погиб на Волге, под Сталинградом. Старший брат Миша – в Берлине, не дожив 9 дней до Победы. И остались девочки одни, без своих родных и любимых мужчин. Остались с тем, чего не перечеркнешь, с тем, от чего не откажешься, с чем они будут жить дальше и живут – с памятью.

1947 год. Страна восстанавливается от потерь, строится. На заводах и фабриках начинается движение многостаночников, а в Украине - переселение на Дальний Восток. Причины уехать появились, когда новое руководство выселило мать с двумя дочерьми из театра и 2 года они мыкались по углам. Кто-то из мудрых  заметил: «Судьбы не существует, есть только непонятная случайность». Наверное, правы были древние мудрецы, иначе чем, как не случайностью, можно объяснить появлению именно в Яичне вербовщика из ЕАО. Работник облисполкома Петр Яковлевич Духно приехал из Биробиджана. И в 1949 году женская половина семьи Тыра в товарном вагоне покидает малую родину и держит путь на восток. Маше к тому времени уже 19 лет. Анастасии Ивановне предлагают работу в с. Екатерино-Никольское Октябрьского района в предприятии «Заготзерно», а Маше – в библиотеке. И, учитывая характер и способности девушки, ее избирают секретарем комсомольской организации села. Ах, каким же она была вожаком! С ней было интересно и на диспуте, и на сенокосе. А библиотека стала центром творчества не только для комсомольцев, но и для всех жителей села. А как она пела! Голос ее, не сильный, но удивительно ясный и чистый. И гитара в ее руках стонала и захлебывалась смехом! Жизнерадостную, молодую, с роскошными волосами и яркими улыбчивыми глазами не мог не заметить Володя Задоя.

И в 1954 году Мария возвращается в Биробиджан вместе с мужем Владимиром, владеющим самой востребованной во все времена профессией – строитель. Мария заканчивает 10 классов вечерней школы, поступает в вечерний университет марксизма-ленинизма, который находился в обкоме партии, параллельно поступает в биробиджанское культпросветучилище на методиста-культорганизатора. По окончании получает диплом с отличием и направление в московский Институт культуры. А в 1955 году рождается сын Владислав. И сына не оставишь, и институт бросать жалко. Спасибо мамочке! Анастасия Ивановна была настоящей «хранительницей очага» и детства внука и с легкостью справлялась со сложной и почетной профессией бабушки. Во многом благодаря ей в семье царили мир и покой и, конечно, любовь. Я вот все про учебу пишу, а ведь Мария Павловна еще и работала! Сначала в клубе Швейной фабрики, затем экскурсоводом в областном краеведческом музее. И, конечно, в  общественной работе без нее никуда. Она стала секретарем комсомольской организации учреждений культуры области. Не могу представить, как она все успевала. А оказалось все просто. В ней жил ключевой пароль всех комсомольцев тех лет: «Партия сказала – надо…». «Крепкое поколение» - так определялась суть таких людей, как Мария Павловна, потому что ей и таким как она выпало формироваться как личности в страданиях Великой Отечественной и в послевоенные годы. Да и тогда невозможно было сказать «не могу» или «не хочу».

Так и не спрашивая, Марию Павловну направляют на работу в городской Парк культуры. Но, направив, без помощи и поддержки не оставили. Это при ней построили дамбу на входе в парк, заменив знаменитый и известный нынешним горожанам только по фотографиям мостик с будочкой для билетов посередине. При ней появились кинотеатр «Юность» и летняя эстрада, заасфальтировали центральную площадку и аллеи. При ней коллектив парка принял участие во Всесоюзном конкурсе парков и получил грамоту Министерства культуры и ЦК профсоюзов и новые аттракционы. И это благодаря самоотверженному труду  Марии Павловны и всего коллектива московская комиссия назвала наш парк «райским уголком», а город за зелень и уют - «преддверием рая»! И я не знаю ни одного парка или другого учреждения культуры, в котором бы памятником любви к своему делу стала роща из 30 березок, названная «Марьиной» в честь Марии Павловны Задоя.

Редкая обязательность и трудоспособность в те годы были очень востребованы, и Марию Павловну переводят на работу в Облсовпроф, где одним из направлений работы поручают организацию пионерских лагерей. Она так успешно делала свое дело, что ее награждают поездкой в самый большой и красивый пионерлагерь Советского Союза «Артек». Смотрели на нее так, как будто она прилетела из другой галактики, и засыпали вопросами. И Мария с жаром и восторгом описывала красоту родного города, историю его и историю области, ставших для нее и ее земляков счастливой судьбой.

В 1975 году Марию Павловну переводят в Областное управление культуры, где она проработала до самой пенсии. У Омара Хайяма есть строки: «Для достойного нет достойных наград». И пусть у Марии Павловны не перечесть Благодарностей и Благодарственных писем, Почетных грамот и различных знаков или медалей. Главная ее награда – это признание ее труда, благодарность и любовь многих людей, с которыми ей приходилось работать.